38 (044) 566-00-00
Украина, Киев
ул. Тростянецкая 58а
02099
Ответы на вопросы
Время неумолимо. Оно безразлично проходит мимо, оставляя нас в забвении. Новые люди придут в этот мир и увидят всё другими глазами. Они ничего не будут знать о нас, как мы фактически ничего не знаем о тех, кто жил 50-100 лет до нас. А если пройдет 500-1000 лет? Бумага истлеет, фотографии выцветут и, кто знает, что произойдет с нашими компьютерами. Что мы знаем о тех, кто жил тысячу лет до нас, миллион лет до нас? Только то, что оставил камень. Мы не знали бы о существовании многих великих людей древности, если бы их не увековечили в камне их современники. Пожалуй, нет более подходящего материала для изготовления памятников и мемориальных комплексов, нежели природный камень - мрамор, гранит или доломит. Богатейшая благородная гамма цветов и оттенков камня, фактура камня, с его неповторимым рисунком, особый торжественный блеск полированной поверхности камня или, создающий ощущение незыблемой вечности, колотый камень - все это, плюс искусство, мастерство и фантазия скульпторов, позволяет создавать неповторимые шедевры - уникальные мемориальные комплексы и элитные, эксклюзивные памятники. Именно поэтому элитные, эксклюзивные памятники и мемориальные комплексы изготавливаются и в настоящее время из натурального камня, наиболее часто применяемый материал памятников - гранит. Все остальные материалы лишь пытаются имитировать благородство настоящего природного камня. Однако в настоящее время созданы такие материалы, которые по внешнему виду и по прочности не уступают натуральному камню. Но пройдет ли искусственный камень через века, покажет только время. Элитные, эксклюзивные памятники и мемориальные комплексы изготавливаются из природного камня - гранита, мрамора и доломита различной степени полировки, а также из искусственного камня, который имеет широчайшую гамму цветов и фактуры. Посмотрите на соответствующих страницах далеко не полный перечень образцов камня, используемых для изготовления памятников. Очень оригинально выглядят памятники из ледниковых валунов и колотого гранита. Для отделки элитных, эксклюзивных памятников используются бронзовые и фарфоровые украшения.
Надгробные памятники представляют собою объемные плоские архитектурные формы, в том числе скульптуры, стелы, обелиски, лежащие и стоящие плиты, содержащие информацию о лице в честь которых они установлены (мемориальную информацию). Объекты, не содержащие такой информации, следует считать парковыми архитектурными формами. Памятными знаками считаются плоские или объемные малые формы, в том числе транспаранты, содержащие мемориальную информацию, для установки которых требует участок менее 0,5 м2. К надмогильным и мемориальным с сооружениям относят сооружения, которые содержат мемориальную информацию и имеют внутренние пространства или помещения. К таким сооружениям относятся склепы, пантеоны, мавзолеи. К намогильным относятся сооружения, которые имеют в своем составе захоронения, независимо от того находятся ли они в надземном пространстве или под полом сооружения. Мемориальными считаются сооружения, не имеющие захоронения, но установленные в память какого-либо лица и содержащие мемориальную информацию. Установка памятников, надмогильных и мемориальных сооружений на кладбищах допускается только в границах участков захоронений. Устанавливаемые памятники и сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участка или нависающих над ними. Надмогильные сооружения устанавливаются по согласованию с администрацией кладбища и регистрируются в «Книге регистрации установки надгробий». Ответственному за могилу выдается установленной формы удостоверение о сооружении надгробия. Установка памятников зимой не допускается. В книге регистрации указываются квартал, сектор и номер могилы; фамилия, имя и отчество захороненного, дата установки, габаритные размеры и материал памятника, адрес и фамилия лица, ответственного за могилу, и документ от изготовителя памятника. Склепы и мавзолеи следует относить к категории надмогильных сооружений с распространением на них соответствующих требований. В склепах и мавзолеях могут устраиваться захоронения: в гробах в землю, в герметичные саркофаги, в урнах — в ниши, в землю или открыто, а также сочетания таких захоронений. Для захоронения в склепах и мавзолеях некремированных останков в гробах следует устанавливать герметичные саркофаги, если захоронение не производится в землю, под полом здания или сооружения. При захоронении в нишах плита, закрывающая захоронение, должна устанавливаться так, чтобы обеспечить герметичность захоронения. При захоронении тела с гробом в склепе или мавзолее в землю глубина заложения могилы должна быть не менее 2 м от уровня пола сооружения, независимо от того, находится он в уровне земли или опущен ниже этого уровня. Не допускается строительство зданий для погребения ниже 1-й степени долговечности и 2-й степени огнестойкости. Надмогильные здания должны иметь естественную вентиляцию, могут иметь естественное и искусственное освещение. При установке памятников, надмогильных и мемориальных сооружений на местах захоронений следует предусмотреть возможность последующих захоронений. Архитектурное решение, а также размеры внутренних пространств и помещений должны обеспечивать возможность последующих захоронений, посещения и ухода за надгробиями и помещениями. При устройстве пола в зданиях и сооружениях для погребений ниже уровня земли или на отметке уровня земли следует предусматривать меры, предотвращающие затопление внутренних пространств ливневыми и грунтовыми водами.
Для изготовления памятников применяются такие материалы, как гранит, мрамор, змеевик. Эти материалы для памятников имеют долгий срок службы, но нуждаются в уходе. Необходимо помнить, что нельзя трогать и протирать памятник в течение недели после установки, когда цемент недостаточно прочный. Если памятник качественно сделан, хорошо отполирован, то он не нуждается в особом уходе. Однако некоторые моменты необходимо учитывать. Камень имеет свойство впитывать жир, поэтому не следует протирать памятник грязной промасленной тряпкой. Жирные пятна трудно выводятся с памятника. Нельзя использовать химические средства для кухни, ванны, туалета и других покрытий, специально не разработанных для камня. Не применяйте химические средства, содержащие абразивные частицы, они могут поцарапать полировку. Очистка памятника с помощью металлических щеток приведет к царапинам. Для ухода за памятниками и продления срока его службы существуют химические средства, которые сохраняют цвет и блеск натурального камня. Защитить и улучшить внешний вид камня помогут восковые защитные покрытия, которые также дают возможность мыть памятник обычной водой, так как создают на памятнике защитную пленку. Для устранения мелких трещин и царапин используют специальную шпаклевочную массу, которая подбирается под цвет памятника и предотвращает дальнейшее разрушение. Надгробные памятники, на которых есть портрет или рисунок, выполненный путем гравировки на черном граните, не следует обрабатывать полиролью или другими средствами для поддержания полировки. Изображение на памятнике (гравировка) делается путем нарушения полировки с помощью специальной иглы или пучка игл. Получается точечный рисунок. Если применять полироли, то мы испортим изображение, заполируем его. Если намочить портрет, то он становится менее заметным именно по той же причине. Но вода высыхает, и портрет снова проявляется, а полироли, воски и т.п. удалить с портрета практически невозможно. Памятники и скульптура, выполненные из мрамора, все же требуют некоторого ухода. Существуют специальные средства для очистки камня от различных загрязнений, пропитывающие составы, которые предотвращают впитывание влаги и грязи в памятник. Мрамор более гигроскопичен, чем гранит, поэтому больше подвержен воздействию окружающей среды. Скульптуру вообще желательно накрывать чехлом (например полиэтиленом) на зиму. В завершение статьи хочется добавить, что памятники — это часть истории. Памятники на кладбище рассказывают нам о людях, которые когда-то жили. Ничто не вечно и даже камень подвержен влиянию времени. Но в этом есть своя красота. Время украшает мраморный памятник или скульптуру по-своему. Это можно увидеть, ощутить, побывав на старинных кладбищах 18-19 веков.
Разумеется, что всем известно, как много значит для человека воспоминания об умерших близких людях. Ухаживание за надгробными памятниками предков - это дань уважения к тем, кто привел нас в этот мир, дал жизнь а также поставил нас на ноги, это верный признак того, что о человеке, который умер несколько лет назад, помнят. Его вспоминают с нежностью помнят все то, что он успел сделать за отведенное Богом время. Видимым, материальным воплощением наших воспоминаний являются надгробные памятники. Для изготовления памятников необходимо наличие огромного художественного мастерства и одновременно - уважительности а также понимания, что желают выразить в этом памятнике родственники погибшего. Потому что надгробие должно главным образом воспроизводить их отношение к умершему а так же навевать воспоминания о его шагах в этой жизни, а так же о самом умершем, о его характере, о каких-то его особенностях а так же сокровенной сущности души. Для того, чтобы добиться этой цели, скульпторы, люди, создающие эскизы, резчики по камню - должны обладать огромной квалифицированностью. Родные и близкие погибших могут выбрать вариант, который по большей степени соответствует их пожеланиям и финансовым возможностям - от обычных надгробных памятников до необычных склепов и часовен, выполненных по индивидуальному заказу, различных по конфигурации а так же внутренней отделке.
Все знают, сколько значит для человека воспоминания об ушедших из жизни. Уход за могилами предков - это почтение к тем, кто привел нас в эту жизнь, а также поставил на ноги, это признак того, что о том человеке, который умер несколько лет назад, не забывают. О нем думают, с чувством благодарности и ценят все, что он сделал за свою жизнь – эксклюзивные памятники. Очевидным, материальным воплощением этой памяти являются надгробия или гранитные памятники. Создание надгробий требует большого художественного мастерства и в то же время - корректности, а также умения понять, что хотели бы выразить в надгробии родные и близкие покойного. Потому что надгробие должно в первую очередь показывать как они относятся к покойному и навевать воспоминания о его жизненном пути, еще и о самом человеке, о его характере, его особенностях, а так же сущности его души. Для того чтобы достичь этого, скульпторы, художники, резчики по камню - должны отличаться высокой квалификацией. У нас трудятся именно такие мастера. Наши специалисты изготавливают ритуальные памятники в течение нескольких лет и в этом сложном деле, как изготовление памятников и иных погребальных изделий, для них нет сложностей и непреодолимых трудностей. Мы изготовлением как обычные гранитные памятники и надгробия, так и элитные надгробия, и мемориальные комплексы по особым проектам, редким по своему характеру. Наши специалисты сумеют сделать работу любой по трудности как на основе личных разработок, также и по эскизу покупателя, и исполнить ее в кратчайшие сроки. Клиент сможет немедленно избрать вариант, который в большей мере соразмерен с его пожеланиями и финансовыми возможностями - от обычных надгробных памятников из гранита до необычных, выполненных по специальным проектам, самых различных по форме, а так же внутренней отделке изделий.
Благодаря своей прочности, гранит занял одно из первых мест среди горных пород. Гранит испокон веков используется как облицовочный и декоративный камень. На сегодняшний день, использование гранита может быть самым разнообразным. Гранит часто используют для облицовки зданий, для внутреннего декора помещений, а так же для изготовления предметов. Гранитные ступени, можно увидеть на вокзале, в основном, изделия из гранита используются в местах скопления людей. Изделия из гранита самые разнообразные, это могут быть: подоконники, плитка, памятники, статуэтки, столешницы, брусчатка, шары, вазы, балясины и др. Гранит ценится мастерами стройки и декора. В строительстве, гранит используется как облицовочный материал, который имеет прочность, хорошее водоотталкивающее свойство, а так же морозоустойчивость. Поэтому, использование гранита распространено. Кроме того, благодаря устойчивости гранита к воде, его можно использовать в сырых помещениях, это могут быть бассейны, бани или сауны. Гранит имеет зернистую структуру, что позволяет без каких-либо проблем его шлифовать. Шлифование гранита, выявляет его рисунок. Чем мельче зерна гранита, тем сильней его прочность. Гранит имеет различные оттенки и цвета, и может использоваться в любом помещении, так как подходящий цвет гранита всегда можно подобрать под общий стиль. Гранит, считается благородным камнем. Его, как и мрамор использовали для облицовки дворцов и аристократических домов. И сейчас гранит используют для отделки фасадов, и общего декорирования садов. Профессионалы, помогут вам выбрать гранит для ваших планов. Выбор гранита всегда сложное задание. Его характеристики настолько разнообразны, что без специальных знаний, можно выбрать не тот вид гранита, что может негативно сказаться на сроке его службы. Укладка гранита, так же требует профессионального подхода. Укладок гранита, всего лишь три вида: укладка на раствор, укладка на клееный состав, укладка на металлический каркас. Больше всего распространена укладка на клееный состав, и металлический каркас. Укладка на раствор не практична и имеет множество минусов. Для укладки гранита используют специальный клей, который можно купить в магазинах стройматериалов. Использование гранита в декоре вашего дома, несомненно, сделает жилище привлекательным и неповторимым.
Поначалу натуральный камень был доступен лишь хорошо обеспеченным людям, сегодня же ситуация изменилась. И в первую очередь благодаря тому, что выпуск этого отделочного материала освоили наши производители. Хотя натуральный камень, мрамор и гранит и т.д., по традиции используется для отделки фасадов, ограждений, оформления колонн, цоколей, обрамления окон, он способен придать оригинальность интерьерам квартир и загородных домов. Широкое применение этот материал может найти и в ландшафтном дизайне: дорожки, беседки, бордюры, мостики, пруды — это лишь часть объектов для отделки. Натуральный камень как нельзя лучше гармонирует с коваными перилами, прекрасно смотрится в гротах и альпинариях, подходит для создания каминов и каминных труб. Коридоры, столовые, кухни, кабинеты, отделанные этим материалом, станут изысканными, респектабельными. Кроме того, натуральный камень избавляет от необходимости регулярного косметического ремонта — он не требует особого ухода, не меняет цвет и фактуру и служит не один десяток лет. Многообразие фактур и оттенков мрамора и гранита позволяет с достоверностью воссоздать стиль той или иной эпохи. В строительстве гранит используется настолько широко, что его, без преувеличения, можно назвать универсальным материалом. Опытный дизайнер с помощью гранита сможет полностью преобразить ваш дом, придав ему дополнительную элегантность и респектабельность, или просто «оттенить» те или иные особенности вашего интерьера, внести в него некую «изюминку». Область применения мрамора поистине впечатляет. Благородство фактур, разнообразия оттенков делают этот материал привлекательным для изготовления большого количества облицовочных элементов эксклюзивных интерьеров. Еще раз перечислим основные направления использования мрамора: столешницы для ванных комнат из мрамора и стойки для баров (из гранита производятся существенно чаще, чем из мрамора), колонны и скульптура, вазы и статуэтки, облицовка полов, лестницы из мрамора, плинтуса, перила, балясины и поручни, облицовочные и декоративные элементы из мрамора для каминов и фонтанов, мраморные пилястры, шары, декорирование садов и парков, скамьи из мрамора, художественная и декоративная мозаики, напольные и настенные панно и многое другое.
Использование Символа при создании надгробных монументов позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке. Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера - этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь - религиозных. Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий Геометрический символизм Круг - дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма - крест в круге (Кельтский крест). Два круга - один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу. Равносторонний треугольник/Трилистник/Трикетра ("готическая розетка", треугольник из трех дуг) - христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа "Всевидящего Ока" (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы. Пирамида - символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил. Квадрат - символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба. Пентаграмма - пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму "ведьминым следом",  в Средние века ее также звали "крестом гоблинов"  и печатью Соломона (интересный разброс), кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств. В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca . В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея. Звезда Давида - общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля ( Theodore Hertzel ). Свастика (Crux Dissimulata ) - один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет  солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы - мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии... Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений  христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру. Существует немало различных форм христианского креста: Латинский крест ("Божий знак") - один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна. Голгофский (трехступенчатый) крест - латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). *В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского/Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий — чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.  Кельтский (ирландский) крест - это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике, начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его. Восточный крест - относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху -дощечка с надписью "Иисус Христос - царь иудеев", снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа. Готический крест (" Fleuree ") - все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина. Крест - трилистник (" Botonee ") - три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается и на православных кладбищах). Греческий крест - все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его символизировали четыре стихии — землю, воздух, огонь и воду. Ионический крест - по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому. Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях: Андреевский крест - крест в форме " X ". По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы. Египетский/Коптский крест - Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях. Тевтонский/Мальтийский крест - выглядит как равносторонний Готический крест. На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, ной с очень интересными и эффектными вариациями. "Объектные" символы Ангел - кладбищенская "классика", символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы - "посланники Господа" охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных. Арка (либо радуга) - победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти ("смертию смерть поправ..."), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь. Арфа - символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов. Всевидящее око - "Господь вездесущ". "Всевидящее око", заключенное в треугольник символизирует Троицу. Голова херувима - олицетворение души. Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека. Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного, часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов - роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность). Драпировки - символ скорби и траура. Женская фигура (плакальщица) - канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру. Закат - угасание жизни, смерть. Звезда - символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо... Кельтский узел - воскресение и Вечная Жизнь. Ключи - символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на "профессиональную" принадлежность священника. Корона - бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов. Корона, венчающая крест - символ верховной власти Господа. Коса - смерть как "урожай Господний", персонификация Смерти -Мрачный Косарь Крылатое колесо - олицетворение Святого Духа. Крылатый шар - изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа. Крылатый череп - очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо. Кувшин - традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников. Лабиринт - жизненный путь. Менора - иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения. Обелиск - египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке. Песочные часы - символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени... Пламя - Вечность. Разорванное кольцо - потеря одного из членов семьи. Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) - жизнь, оборвавшаяся слишком рано / потеря главы семьи / тлен и упадок. Ракушка - традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую, древность. Ракушка - символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения... Рассвет, поднимающееся солнце - обновленная, возрожденная Жизнь. Саркофаг, гроб - смертность, тленность всего сущего. Свеча - Жизнь. Потухшая свеча - угасшая жизнь... Свиток - символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока ("Пути Господни неисповедимы"). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память. Сердце - традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа ("И меч пронзит твою душу..."), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака. Скрещенные мечи - смерть в бою. Скульптура Спящего - сон - это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность. Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) - символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона. Стрела либо фигура со стрелой - смертность Символ Тао (Инь/Янь) - как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях... Трубы - символ победы и спасения в Судный день. Урна - широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой. Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души. Погасший факел - физическая смерть. Херувимы (дети-ангелы) - обычно обозначают детские могилы. Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет - " Memento mori " - традиционный символ смерти. Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате, перевернутого ;). По словам Христа "надежда - якорь души". Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего. Изображение рук вполне молено выделить в отдельный раздел : Протянутые руки - мольба о милосердии. Благословляющая рука - благословение остающимся. Рука, указывающая вверх- символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти. Рука, указывающая вниз - символизирует внезапную смерть. Руки, держащие цепь с разорванным звеном - символ потери одного из членов семьи. Рука Бога, выдергивающая звено из цепи - означает, что Он забирает к себе душу умершего. Руки, держащие раскрытую библию - символизируют христианскую веру. Сжатые руки - последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука - это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие. Две руки, соприкасающиеся большими пальцами - интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением. Животные Бабочка - душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница - куколка - бабочка олицетворяют жизнь - смерть - воскресение. Белка, держащая в лапках орешек - религиозность, духовный поиск Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду. Дельфин - воскресение. Дракон - дракон, побежденный Св. Георгием - символ победы над грехом. Змея - змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность. Кит - материнство. Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение. Лошадь - смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие "конные" святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор. Лягушка - мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение Олень - вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану. Орел - символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть. Павлин / Феникс - символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту. Петух - пробуждение, воскресение. Птицы в полете - символ "крылатой души", Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии. Рыба - указывает на веру Собака - своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви Сова - традиционный символ мудрости. Ягненок - один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии... Растения. Венок/гирлянда - изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов. Абстрактное дерево - Древо Жизни. Абстрактный цветок - хрупкость жизни. Акант - божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища. Ананасы и инжир - процветание, Вечная Жизнь Анютины глазки — символ смирения и памяти. Боярышник - надежда, радость, символ весны. Дуб - символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности, военную), победу. Жимолость - преданная любовь и нежность, щедрость. Кизил - символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни. Кипарис - романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ. Кисть винограда с листьями - христианская вера (виноград - один из символов Христа). Крокус - юность. Лавр - символ мирского признания заслуг и героизма. Лилия - цветок непорочных девственниц, символ воскресения и чистоты. Часто мотив используется на могилах женщин. Использование лилий при погребении символизирует восстановление непорочности души в смерти Лютик - добрый нрав. Мак - вечный сон, утешение. Мандрагора - растение, родственное белладонне, чьи корни имеют причудливую форму, часто человеческой фигурки. Существует давнее поверье, что мандрагора берет жизненную силу у умерших и обладает магическими свойствами. Маргаритка - невинность ребенка, символ младенца-Иисуса, юность и чистота помыслов. Мирт - подобно лавру символизирует признание за достижения, кроме того, олицетворяет Вечную Жизнь. Мох - достоинство. Надломленная ветка - прерванная жизнь, смертность. Нарцисс - смерть юного, красота, искусство, грация. Незабудка - память. Остролист - когда-то люди верили, что остролист защищает могилу от удара молнии Пальма - римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе. В более широком смысле - духовная победа и вечный мир... Папоротник - искренность, скорбь. Пассифлора - венчик - терновый венец Христа, пять тычинок - пять ран Христа, десять лепестков - десять заповедей Плакучая ива - скорбь и траур. Плющ - символизирует бессмертие, неувядающую любовь, верность, дружбу и память (иногда на надгробиях встречается такая форма, как венок из плюща). Роза - цветок Девы Марии, "Розы без шипов". Алая роза символизирует мученичество, белая роза - чистоту: Розовый бутон - ребенок до 12 лет. Неполный расцвет - подросток. Полный расцвет - смерть в возрасте от 20 до 30 лет. Надломленный розовый бутон - жизнь, оборвавшаяся слишком рано. Переплетенные розовые бутоны - крепкая связь между двумя людьми, в том числе матерью и ребенком, умершими в одно время... Розовый венок - вознагражденная добродетель и красота (исключительно распространенный мотив, в особенности на католических кладбищах). Сломанный цветок - прерванная жизнь. Сосна - плодородие, верность, возрождение. Срезанный сноп колосьев - когда-то в деревнях существовал такой обычай - посылать родственникам сноп колосьев, как знак смерти крестьянина, то есть в какой-то степени этот символ является "профессиональным". Кроме того, он широко использовался для надгробий Викторианской эпохи: срезанный сноп колосьев с серпом как знак прерванной жизни Пшеничные колосья - возрождение, плодородие, в Христианской традиции - хлеб и вино. Увядшие листья - печаль и меланхолия. Чертополох (терновник) - земная скорбь, терновый венец Христа. Шелковица - "Я не переживу тебя..." 🙂 Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях: ad patres - "К отцам" anno aetatis suae ( A . AS .) - На таком-то году его/ее жизни anno Domini ( AD .) - От рождества Христова annos vixit ( a . v .) - Он/она жил (так долго) beatae memoriae ( B . M .) - Благословенной памяти Dei gratia - Милостью Божьей Dei gratias - Благодарение Господу Deo , Optimo , Maximo ( DOM .) - Господу, Лучшему, Величайшему (девиз Бенедиктинского Ордена), другой вариант: Domino , Optimo , Maximo ( DOM .) - Господь, Лучший, Величайший Gloria in Excelsis Deo - Слава величайшему Господу hie iacet / hie jacet ( H . I .) - Здесь покоится hie iacet sepultus (HIS.) / hie sepultus (H.S.) - Здесь похоронен Iesus Nazarenus , Rex Iudaeorum ( I . N . R . I .) - Иисус Христос, царь иудеев (надпись на верхней табличке Ортодоксального (Православного) креста (по легенде так надсмеялись над распятым Иисусом римские воины) in hoc salus ( I . H . S .) - В этом есть спасение - одна из трех интерпретаций аббревиатуры I . H . S . на католических надгробиях. in hoc signo spes mea ( I . H . S .) - другой ее вариант: В этом знаке моя надежда (подразумевается крест Господень) in hoc signos vinces ( I . H . S .) - третья интерпретация: С этим знаком ты победишь. laus Deo - Хвала Господу memento mori - Помни о смерти obiit ( ob .) - Он/она умер requiescat in pace ( RIP .) - Да покоится он/она с миром requiescant in pace ( R . I . P .) - Да покоятся они с миром requiescit in pace ( RIP .) - Он/она покоится с миром Verbi Dei Minister (V.D.M.) - Раб Божий